Эффект “Крокодиловой кожи”
Чешуя – это хорошо. Особенно не где попало, а там, где надо. Иногда на модели чешуя уже присутствует благодаря заботам скульптора. Как правило, это не есть хорошо. Выходит крайне грубо и может сгодиться для потрепанного Речного Тролля, но не для изящной змеюги. В этой статье я рассмотрю ситуацию, в которой дизайнер модели делать чешую все же не стал, а вот вам как художнику иметь ее хочется. Собственно, это не чешуя, а грубая кожа наподобие крокодильей или змеиной. Это не самый легкий путь и если нет желания делать кучу монотонной работы, дальше читать не стоит. Ну а если трудности не пугают… "За мной, читатель!.."
Делать будем чешую обычную, зеленую. Потом, подставив в известную формулу свои цвета, вы сделаете такую шкуру, которая вам больше нравиться – фиолетовую "а-ля Чужой", каменную, красную или коричневую. Но сейчас, загрунтовав модель черным цветом, на место будущих чешуек мы положим первый цвет, например, Катачан Грин.
Закрашиваем все, это – самый легкий этап :). Теперь делаем примерно равную смесь Камо Грин и Катачан Грин и называем ее слой №3. Слой №2 мы сделаем путем равного смешения Катачан Грин и №3. Вторым и третьим слоем проводим простые высветления там, где это нужно. Нет необходимость добиваться очень плавных переходов – дальнейшая работа скроет все огрехи. И уж совсем бессмысленно пытаться особо подчеркивать мелкие детали на коже, вроде складочки на сгибе руки, бородавки или набухшей вены – все эти детали все равно потеряются при прорисовке чешуи. Если будет желание их все же показать, вырисовывать эту мелочь придется уже после покраски чешуек.
Итак, два слоя высветлений позволили нам подчеркнуть общий объем. Теперь настало время самого нудного этапа. Каждую чешуйку, вернее, сегмент кожи, придется вырисовывать в ручную. На зеленой шкуре это стоит делать черной краской, достаточно жидкой, чтобы было можно работать мелкой кисточкой. Я пользовался кистью "Черная Речка" №0. Для начала стоит выбрать местечко потемнее и желательно на спине – мало ли :). Рисуем тоненькими линиями маленький пятиугольничек – этакий Знак Качества. Размер – самый разный, вам решать. Просто прикиньте, насколько крупным может быть сегмент кожи, чтобы смотреться естественно на модели в целом. Толщина линий… они должны быть хорошо заметны, но не грубы – ориентируйтесь на ваши ощущения. Этот Знак Качества станет отправной точкой. От каждой его грани мы нарисуем еще один сегмент, и еще, и еще… Это надолго, даже если от отчаяния решите схалтурить и делать сегменты-чешуйки крупными :). Я вас предупреждал :). Могу утешить – нет нужды выдерживать ни точный размер, ни форму. Вы сами увидите, что отдалившись от первого сегмента 1-2 см, вам приходиться рисовать новые чешуйки самой разной формы, чтобы не оставлять пустых мест.
Но при этом надо помнить о том, какими чешуйки могут быть. Я уже забыл, как это называется в начертательной геометрии, но форма должны быть выпуклой (см. рис. 1)
На рисунке есть три области. А – такими могут быть чешуйки, т.е. выпуклые, составленные из прямых линий, желательно, пятиугольные. В – такими они не могут быть – т.е. с углом, обращенным вовнутрь, в форме треугольника или квадрата/прямоугольника. С – так это выглядит на практике. Начинаем с пятиугольника "1" и от него ведем схожие с ним фигуры. Обратите внимание – новый сегмент не обязан начинаться от угла предыдущего. Но если он начинается от угла (это чаще всего) – то он должен идти под углом к обеим "родительским" граням. Иначе выйдет длинная прямая и на модели это будет бросаться в глаза.
Все это занимает много времени при объяснении, но уже через минуту все ограничения будут полностью усвоены и новые сегменты будут рисоваться полностью автоматически.
Это в общем, осталось прояснить пару моментов. На темной коже границы между чешуйками, сеточка, рисуются черной краской. Но если ваша модель имеет светлое брюхо, как это заведено среди земноводных, то там черная краска строго противопоказана. Лучшим вариантом я считаю смесь Бестиал Бровн и Хаос Блек (4/1). Сами же сегменты новым цветом рисуются точно так же. И второй момент, не обязательный, но подходящий для тех, кто готов облизать каждую мелочь. Размер сегментов одинаков не везде. На спине или внешней стороне руки он будет больше. На внутренней стороне руки – мельче. И еще мельче чешуйки будут на локтях, пальцах, коленях. Правило тут простое – где кожа тоньше, там чешуйки мельче. Это очень тонкий подход и если вы решите не замарачиваться этим, вряд ли найдется человек, который обратит внимание на такую мелочь. Но если вы рисуете не для зачетной пятерки, а ублажаете свое тщеславие– имейте в виду. Сможете насладиться чувством выполненного долга :).
Когда чешуя по всему телу будет нарисована, останется придать объем каждой чешуйке в отдельности и модели в целом. Не падайте в обморок, это легче, чем кажется. Клянусь – самое сложное уже позади.
Прежде всего, сейчас стоит приготовить смесь №4. Учитывая, какими красками мы пользовались раньше, вполне сойдет чистый Камо Грин или что-то наподобие. Теперь нужно глянуть на модель в целом и прикинуть, где надо нанести высветление, чтобы подчеркнуть объем на уровне частей тела – т.е. где высветлить руку, где голову, тушку и т.д. Прикинем, откуда падает свет и откуда мы будем смотреть на готовую модель. Допустим, свет идет сверху. В этих местах и высветляем слоем №4 каждую чешуйку. Конечно, именно сверху. После того, через что вам пришлось пройти, рисуя тонкую сеточку, это просто. Просто мазок с таким расчетом, чтобы не замазать линии сетки. Так по всей области высветления на голове, на руках и т.д.. Не стоит делать область высветлений большой, смело можно отводить на нее меньше половины поверхности.br
Теперь настало время помучиться с темными чешуйками. Вспомним – у крокодила его сегменты не нарисованы, они имеют каждый свой объем. И этот объем нужно подчеркнуть. Вернее, желательно. Делаем это так. Наплевав на направление света, решаем, откуда будем смотреть на модель. И теперь нам нужно будет у каждой чешуйки подчеркнуть толщинку, грань, обращенную к нам (см. рис 2)
На этом рисунке я желтым цветом показал область, которую нужно высветлять, серым – область, которую нужно оставить темной. Направление взгляда и света не совпадают. В обоих случаях белым цветом я показал, где и как делать высветления Камо Грин.
Так или иначе, а темную область уже можно считать готовой. Осталось разобраться со светлой. Окинем взглядом модель. Если кажется, что она выглядит уже вполне живо и объемно, можно на этом и закончить. Но если освещенность разных частей тела неодинакова, стоит выбрать самые светлые из них и сделать еще одно высветление по светлым чешуйкам. Для этой цели можно в Камо Грин подмешать Билиус Грин.
Наконец, если высветленные чешуйки не слишком светлые, можно и на них подчеркнуть толщинку – как на темных, т.е. на обращенных к глазу гранях.
Ну и на последок. Сланн, который послужил иллюстрацией к данной статье, имеет заметный недостаток. На брюхе и морде чешуйки слишком явные. Сеточка излишне ярка. С этим можно бороться двумя путями. Либо еще на стадии прорисовки сеточки для светлой области брюха взять более светлую и ТУСКЛУЮ смесь. Либо банально подретушировать краской финального высветления брюха всю светлую область. Это предпочтительней, т.к. позволяет не заморачиваться при нанесении сетки (это и так занудно), а заодно позволяет свести сеточку в этих местах вообще не нет, если это требуется. Это я сделал – но слишком слабо и забыл довести дело до конца, а на фотографии огрех проявился многократно. Советую эту мою ошибку не повторять :).
Удачи!
P.S. Совсем забыл :)! Если ваша цель покрасить змейку под ногами солдата, роль чешуек куда лучше выполнят нанесенные достаточно плотно пятнышки краски. А серьезная работа с рисованием сетки – для больших тварей, достаточно крупных, чтобы иметь крокодилью кожу. Впервые я попробовал этот рецепт на Сквигах Ночных Гоблинов. Думаю, на меньших моделях делать не стоит.
Статья размещена с личного разрешения автора.
Автор: Kraksa