О лаках

Есть три основных типа лаков: матовый, полуматовый и глянцевый. Глянцевый и полуматовый лаки нужны, чтобы добавлять блеск на матовые поверхности, имитируя различные материалы, имеющие гладкую блестящую поверхность. Матовый лак, напротив, убавляет ненужный блеск, придавая окрашенным поверхностям большее сходство с реальными материалами, не имеющими блеска. На мой взгляд, главный недостаток ЛЮБОГО лака – это некоторое искажение цвета покрываемой поверхности. Так, например, чёрный, покрытый матовым лаком, потеряет интенсивность и будет выглядеть несколько светлее. Возможны также искажения цветовых растяжек, один или несколько промежуточных оттенков могут слегка поменять яркость и выпасть из плавного перехода. Но это не такая большая проблема, как кажется. На миниатюрах 28мм., как правило, нет настолько больших площадей, чтобы искажение тонированного перехода бросалось в глаза.

Если рассматривать специфику росписи фигур 28мм., то, на мой взгляд, самым полезным является матовый лак. Не будем брать в расчет игровую покраску, там всё достаточно просто. Хочу подробнее остановиться на коллекционной росписи с использованием техник создания иллюзий различных поверхностей, например НММ или изображения прозрачных камней и т.д. Всё дело в том, что блик – это результат отражения источника света на какой либо поверхности. Но проблема в том, что блик показывает истинную форму и размер этой поверхности, в случае миниатюр 28мм. – малюсенький шлем, сантиметровый топор или кирасу, размером с ноготь, а не большой предмет. Кроме того, поверхность этих предметов на фигурках не абсолютно ровная, она имеет неровности, которые и подчёркивают блики, ведь миниатюры 28мм. рассматривают с очень близкого расстояния. Реальные предметы экипировки также не имеют идеальной поверхности, но за счёт большего размера, эти неровности попросту не видны, поэтому блик имеет более правильную форму. Так вот, целью НММ как раз и является создание иллюзии большой металлической поверхности на маленькой фигурке за счёт нарисованных «правильных» бликов и рефлексов, а также теней. Все блики и рефлексы в этом случае кладутся такими, какими бы они выглядели на реальных доспехах и оружии. То же самое относится и к драгоценным камням – блики на больших площадях имеют более хитрую форму. И вот тут-то встаёт главная проблема – дублирование бликов реальных и нарисованных. Чтобы убрать реальные блики как раз и нужен матовый лак. Правда, совсем избавиться от бликов не получится – любая, даже самая матовая поверхность будет иметь блик, пусть размытый и приглушённый, но всё-таки видимый. Чем темнее поверхность, тем блик более заметен, с этим приходится считаться. Кстати, при фотографировании эти блики можно слегка скорректировать.

По этой же причине глянцевый и полуматовый лаки больше подойдут для крупных исторических фигур, а не для фэнтази миниатюр.

Каждая фирма, выпускающая краски, имеет в ассортименте лаки. Так что, выбор – это дело личных предпочтений. Лаки могут быть акриловыми, разводиться водой, что очень удобно для росписи именно миниатюр, или на какой либо другой основе, требующей растворителя. Все акриловые краски или лаки, разводимые водой, хорошо сочетаются между собой. Не акриловые краски и лаки от разных фирм как правило не смешиваются, поскольку имеют разные формулы. Эти красители предназначены в основном для пластиковых моделей, а не для фигур, наносить их лучше из аэрографа. Акриловые лаки можно класть и кисточкой, тем более, что иногда есть необходимость покрывать не всю фигуру, а только её детали. В случае нанесения кистью, лак иногда нужно разбавлять небольшим количеством воды (определяется на глаз) и следить, чтобы он ложился равномерно, избегать потёков. Возможно, за один проход добиться однородной поверхности не получится, тогда нужно подождать, пока первый слой лака подсохнет (примерно часа 3-3.5) и положить второй слой, третий, если потребуется. Время полного высыхания лака где-то сутки. В это время покрытые лаком поверхности лучше не трогать руками.

Ещё одна цель лакового покрытия – это защита слоя краски. В случае игровых миниатюр есть необходимость часто брать фигуры в руки, лак хоть чуть-чуть сохранит краску, хотя и не даст стопроцентной защиты.


Статья размещена с личного разрешения автора.
Автор: Кирилл Канаев aka Yellow One